ОАО «Ростелеком», государственный оператор проекта «электронное правительство», ведет переговоры с операторами сотовой связи о размещении на sim-картах мобильных телефонов электронной подписи гражданина, которая, в том числе, даст возможность получения государственных услуг через портал gosuslugi.ru, сообщил журналистам вице-президент компании по федеральным программам Алексей Нащекин.
В настоящее время компания выдает электронные подписи на специальных USB-устройствах, похожих на обычную «флэшку», но содержащих программно-аппаратную защиту.
«Сейчас мы с сотовыми операторами прорабатываем вопрос о размещении электронной подписи на sim-картах», — сказал он.
Речь идет о так называемой «квалифицированной» электронной подписи, которая является наиболее защищенной и приравнивается к бумажному документу с «живой» подписью. С помощью этого средства идентификации гражданин сможет, к примеру, подать налоговую декларацию через портал госуслуг.
Однако устройства с размещенной на них квалифицированной электронной подписью должны пройти обязательную сертификацию в Федеральной службе безопасности (ФСБ). «Нам необходимо будет сертифицировать чипы для таких sim-карт. После этого, предположительно — в сентябре-октябре — запустим пилотные проекты по обеспечению возможности получения госуслуг на портале gosuslugi.ru с мобильного телефона с использованием электронной подписи», — сказал Нащекин.
По его словам, сейчас этот вопрос прорабатывается с сотовыми операторами, перешедшими к «Ростелекому» в результате присоединения МРК «Связьинвеста», а также с крупнейшим сотовым оператором РФ — ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).
Как сообщили РИА Новости в МТС, в настоящее время оператор с «Ростелекомом» разрабатывают концепцию предоставления доступа к госуслугам на основе мобильных технологий с использованием мобильного приложения или sim-карты с электронной подписью. «На данном этапе наша задача — определить алгоритм идентификации клиента, защиты данных, формат предоставления услуг и создать удобный и дружелюбный интерфейс. Реализация проекта возможна до конца 2011 года», — сказал представитель МТС.
По словам Нащекина, в проекте может поучаствовать любой оператор сотовой связи. «От операторов нужна только добрая воля и бесплатное вхождение в рабочую группу, в рамках которой будет вырабатываться спецификация и физически реализовываться проект», — сказал представитель «Ростелекома».
Кроме того, сообщил он, «Ростелеком» в сентябре-октябре запустит мобильные сервисы для доступа к порталу госуслуг. Сейчас компания разрабатывает мобильные приложения для iPhone, а также мобильных устройств на базе операционных систем Android, Java. «К сентябрю-октябрю будут готовы десятки сервисов, их можно будет бесплатно "закачать” с портала госуслуг и с помощью мобильного телефона платить штрафы, задолженности… Это будут и наши мобильные приложения, которые мы раздаем бесплатно с помощью мобильных операторов, и собственные решения операторов, которые присоединятся к нашим сервисам ", — сказал Нащекин.
Доступ к этим сервисам будет осуществляться с помощью так называемой „простой" электронной подписи, представляющей сочетание логина и пароля. „Налоговую декларацию подать вы не сможете, но сервисы, не требующие ‘тяжелой’ криптографии, вы получите очень просто", — отметил представитель „Ростелекома".
Он напомнил, что МТС уже разработал пилотное решение для оплаты штрафов и услуг ЖКХ с мобильного телефона.
Как отметили в МТС, на основании данного сервиса компания планирует разработать техническое решение, которое позволит гражданам с помощью мобильного телефона решать различные вопросы в ведомствах и учреждениях, предоставляющих социальные услуги.
Нащекин также сообщил, что сейчас прорабатывается вопрос обеспечения возможности оплаты госуслуг путем перечисления средств с балланса мобильного телефона. „Этот вопрос прорабатывается. Основная задача — ‘привязать’ счет мобильного телефона, чтобы с него можно было оплатить госуслуги", — сказал Нащекин.
Нащекин подчеркнул, что для „Ростелекома", как оператора портала gosuslugi.ru, основная задача — обеспечение максимально удобного доступа граждан к нему с любого устройства. „Поэтому мы диверсифицируем направления доступа к порталу госуслуг, используя цифровое ТВ (через телеприставки — ред.), мобильную связь и так далее", — сказал Нащекин. При этом наиболее перспективным средством доступа он видит мобильные устройства. „Мы видим для себя стратегическим направлением мобилизацию — доступ с мобильных устройств и коммуникаторов", — сказал он, отметив, что, по прогнозам аналитиков, к 2015 году более 25% рынка будут занимать беспроводные сенсорные устройства доступа.
„Если посмотреть на наших соседей — Эстонию, которая достаточно далеко в электронном правительстве продвинулась, то у них уже сейчас 67% транзакций идет с мобильных устройств — и платежи, и электронные услуги", — заключил представитель „Ростелекома".
Подробнее: http://news.mail.ru/economics/5961384/
|